«

»

Мар 27

Реализация ФГОС в образовательную практику: проблемы и перспективы.

Шутько Елена Петровна

Зыкова Анна Сергеевна

Город Майкоп, МБДОУ № 7

Реализация ФГОС в образовательную практику: проблемы и перспективы.

Перемены, с которыми столкнулось дошкольное образование, связаны с необходимостью реализации ФГОС. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

ФГОС отражает согласованные социально-культурные и общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

В тексте документа не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Поскольку дошкольник – человек играющий, в стандарте закреплено, что обучение должно входить в жизнь ребенка через «ворота детской игры», а именно через сюжетные игры, в том числе сюжетно-ролевые, режиссёрские игры и игры с правилами. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. А необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (отказ от специально организованной деятельности) уже давно назрела. Приобретение ценного для ребенка опыта также предполагается:

  • в двигательной деятельности, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, в спортивных играх);
  • в коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
  • в познавательно-исследовательской деятельности(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • в элементарной трудовой деятельности(самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
  • в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
  • в процессе конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);
  • визобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
  • в музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах т.д.).

ФГОС ДО подразумевает, что образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут составлены опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Изменения в системе образования самыми первыми почувствовали сотрудники дошкольных организаций, потому что Стандарт не может изменить работу детских садов в одну секунду. Заложенные в нём требования к дошкольному образованию достаточно серьезные и предполагают  проведение большой работы.

 

В процессе этой работы дошкольные организации сталкиваются с рядом проблем:

  1. Недостаточное обеспечение материально-технической базы в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Недостаточный уровень качества основных образовательных программ в ДО
  3. Нехватка узких специалистов, педагогов с высшим педагогическим специальным образованием.
  4. Неготовность педагогических работников ДО к приходу в обычную группу ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Отсутствие чёткого механизма финансирования.
  6. Личностная и профессиональная неготовность педагогов к переходу на ФГОС (это традиционный подход к профессии, консервативное мышление, отсутствие профессиональной подготовки).
  7. Необходимость расширения вариативных форм дошкольного образования с целью реализации инновационного потенциала Стандарта
  8. Преемственность первой и второй ступеней образования.

На сегодняшний день работа по внедрению ФГОС дошкольными образовательными учреждениями ведется только 3 года и находится в начале своего пути и возникновение проблем неизбежно, но нет проблем которые нельзя решить, это вопрос времени. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>